Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
18.09.2000         N 373   

17 сентября 1809 года -
день присоединения Финляндии


     После поражения (вместе с Пруссией) в войне с Наполеоном 1807 года Россия была вынуждена подписать Тильзитский договор, по которому обязывалась поддерживать морскую блокаду Англии и оказывать давление в этом же направлении на Стокгольм, Копенгаген и Лиссабон.
     Лиссабон, как известно, далеко, а Копенгаген никогда не находился в сфере интересов России, зато военно-политическое противостояние со Швецией уходило своими корнями непосредственно в Ливонскую войну Ивана Грозного. А за последующие полтора века Россия вела со Швецией еще четыре крупных войны.
     Поэтому Россия не могла упустить такой выгодный политический момент, чтобы не попытаться извлечь пользу даже из унизительного договора с Наполеоном.
     Застарелая нелюбовь к шведам, желание полного контроля над Финским заливом и опасная близость воинственного соседа к хитроумно вынесенной Петром Великим столицы непосредственно к границе просто вынуждали Россию к очередной конфронтации со Швецией.
     Притом было совершенно очевидно, что никаких сиюминутных выгод, кроме морального ущемления шведов (да и то только в случае успешной военной кампании), Россия не получит: военно-морские силы Англии превышали весь флот Европы, а непосредственное присоединение Финляндии к России несло в себе немало трудноразрешимых проблем в хозяйственной, административной и национальной сферах.
     Но эмоции Александра победили и он решил не упускать выгодного момента для отторжения Финляндии от Швеции.

     В феврале 1808 года русские войска перешли финскую границу. Формально война была объявлена двум неделями позже за отказ Швеции на закрытие своих портов для торговых кораблей Англии...
     ...К концу лета, несмотря на возникшую в тылах русской армии партизанскую войну, шведы потерпели ряд поражений и запросили перемирия. Александр перемирие не утвердил: по его мнению недостаточно было "просто" выиграть войну, ее нужно было выиграть безусловной победой и навсегда разделаться со "шведской проблемой".
     Был разработан план новой кампании и к весне 1809 года три корпуса под командованием Багратиона, Барклая де Толли и Шувалова вошли на шведскую территорию и захватили несколько шведских городов.
     Экономический и военный потенциал Швеции был практически исчерпан. Король Густав Адольф, занимавший исключительно воинственную позицию, был свергнут и регент шведского престола (будущий Карл XIII) вновь предлагает перемирие.
     И вновь Александр отказывается.
     Военные действия продолжались все лето и только 17 сентября 1809 года был заключен мирный договор, по которому Финляндия присоединялась к России.

     Хорошо, что России в этой войне благоприятствовала удача: англичане, пообещав шведам помощь экспедиционным корпусом, отправили его в конце концов в Испанию, а Франция и Дания, видя успехи России, стали угрожать Швеции вступлением в войну...
     А если бы удача отвернулась?
     Конечно, маловероятно, чтобы шведы, пройдя через территорию Финляндии, захватили Петербург - финны точно так же начали бы партизанскую войну против них, да и русская армия имела в то время значительный боевой опыт по сравнению со шведской. Но война вполне могла окончиться усилением шведского присутствия в Финляндии и повышенным давлением на близлежащий Петербург.

     Впрочем, Финляндия сама по себе России была практически не нужна. Россия проявила изумительную гибкость, дав ей самую широкую автономию. Без соглашения финского сейма Император не мог изменять законы и вводить налоги. Финляндия имела не только собственную таможню с европейскими странами, но даже и с Россией. Доходы ее не включались в государственную казну империи, а после 1860 года в Финляндии была введена собственная денежная единица.
     Поэтому протекторат России над Финляндией был практически номинальным.
     Неудивительно, что Финляндия столь легко и безболезненно отделилась от России сразу же, как только смогла это сделать.

     Вот уже почти два века Швеция не воюет.
     И наряду со Швейцарией, которая не воюет уже триста лет, доказывает тем самым, что состояние мира значительно лучше для государства, чем состояние войны.
     Конечно, мирное строительство государства - дело не быстрое: потребовалось двести лет, чтобы превратить разгромленную страну, одномоментно потерявшую треть территории и четверь населения, в богатую и обустроенную державу.

     Но дело того стоит.


По теме: Песочная набережная


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2000
Designed by Julia Skulskaya © 2000