Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
17.12.2001         N 684   

Суета вокруг вечности


(Начало)
     По своей неистребимой привычке отмечаться на любые животрепещущие темы и соединять несоединимое он назвал свою композицию со сфинксами памятником "Жертвам политических репрессий" и расположил ее на невской набережной напротив известной петербургской тюрьмы "Кресты".
     Почему именно "Кресты" стали у него символом "политических репрессий" непонятно, но я полагаю, что над таким мелким вопросом он и не задумывался.

     Впрочем, после урода-Петра памятник "Жертвам политических репрессий" вполне пристоен.

Памятник "Жертвам политических репрессий"
     Центром композиции является некое крестоподобное возвышение с дырой посередине, перечеркнутой крестообразной же арматурой.
     Два сфинкса гипнотизируют друг друга взглядами, а также и всех, кому захочется воздать жертвам последнюю память и положить цветы к изножию этого полукреста-полуприцела.
     На мрачном красно-кирпичном фоне довольно далеких (около полукилометра) "Крестов" миниатюрные сфинксы выглядят довольно непредставительно.

     Но если не всматриваться и не искать символов, аналогий и аллюзий (а искать их и не надо - они навязчиво и уныло-назидательно лезут в глаза даже при беглом осмотре), то парочка черных классических сфинксов раздражения не вызывает.

     А если посмотреть поближе, то обнаруживается, что у сфинксов только пол-лица. Вторые пол-лица препарированы до черепа.
     Зачем? Почему?
     Символизирует ли это звериный оскал репрессирующих органов? Или останки жертв репрессий?
     Или глубинную, подспудную сущность автора?

     И вообще - а почему именно сфинксы являются основным компонентом памятника "Жертвам политических репрессий"?

     Про то, что сфинксы являются символом бога-солнца и мудрого царствования знают практически только специалисты.
     Про то, что они (по другой версии) олицетворяют демоническое воплощение смерти известно еще меньше.
     Сфинксы, просто в силу своего почтенного возраста, давно уже стали символизировать вечность и некую загадку, достойную этой самой вечности.
     Значит ли это, что политические репрессии тоже вечны и столь же загадочны?

     Наверняка, нет.
     Вместо памятника, как говорится, имеет место неотчетливость замысла, приблизительность исполнения, многозначительная пустота и напыщенное самолюбование автора.

     К счастью, это место в Петербурге одно из самых пустынных мест во всем городе, и есть все основания полагать, что останется таковым еще достаточно долго. Так что эту композицию будут наблюдать только автомобилисты, которым важнее следить за дорожной обстановкой, чем за мелькающими "достопримечательностями".

     После этого щедрого фараоновского подарка господин Шемякин оставил наш многострадальный город в покое и обратил свое пристальное внимание на столицу.

(Продолжение)


О памятниках:

  В Петербурге Путин и Кучма открыли ТЭЦ и памятник Шевченко
  "...И где опустишь ты копыта?"
  В Одессе украли Дюка Ришелье
  Михаил Шемякин изваял для Москвы 12 пороков
  Сочинение на тему...


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2001
Designed by Julia Skulskaya© 2000