Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Седьмой год издания 07.11.2005         N 1312   

О зимней войне
(Александр Стрельцов)

(Начало)
    Финское руководство просто вынуждало восточного соседа к крайним мерам.
    Возможно, этому были две причины.
    Во-первых, финны наивно верили, что Сталин остается в неведении относительно планов Финляндии по отторжению советских территорий и военных приготовлений к этому.
    Она строила из себя этакую политическую девственницу, однако уже летом 1939 года численный состав вооруженных сил Финляндии был увеличен в несколько раз, а первоклассно оборудованные аэродромы могли принять в 10 раз больше самолетов, чем их было у Финляндии.
    Во-вторых, финны искренне верили в то, что великие державы (в первую очередь Германия, Великобритания и Франция) не отдадут их "на растерзание большевикам".

    Финские политики исходили из заведомо утопического предположения, что "в случае военного конфликта Финляндия не будет в изоляции, и при поддержке мирового сообщества фактически только выиграет от войны с СССР". Это мнение, как считалось, "получило понимание в парламенте и нашло поддержку в народе".

    Между тем уже началась большая европейская война, и Советский Союз, естественно, стал принимать меры для укрепления собственной безопасности.
    В сентябре 1939 года были заключены договора о взаимопомощи с Эстонией и Латвией, согласно которым Советский Союз получил право разместить на их территории "ограниченный контингент" войск и создать военно-морские базы.
    27 сентября министр иностранных дел Финляндии Э.Эркко заявил, что "Финляндия никогда не примет решения, подобного тем, которые приняли Прибалтийские государства".

    Однако проблема безопасности Ленинграда по-прежнему оставалась и требовала немедленного решения.
    5 октября 1939 года Молотов пригласил в Москву Эркко "для обсуждения актуальных вопросов советско-финских отношений".
    В ответ 6 октября финским войскам был отдан приказ без задержки выдвигаться в приграничные районы, 10-го было объявлено об эвакуации жителей приграничных городов Финляндии. 11 октября правительство Финляндии объявило о призыве в армию резервистов.

    12 октября финская делегация прибыла на переговоры в Москву, но вместо министра иностранных дел ее возглавил посол Финляндии в Швеции Юхо Кусти Паасикиви. Не правда ли странно, что в тяжелейшее время, когда решается вопрос быть или не быть войне, более того, возможно, это последняя попытка урегулировать проблему мирно, переговорный процесс поручен послу в Швеции, в общем-то, простому дипломатическому чиновнику.

    (Примечание второе.
    Этот "простой" чиновник через несколько лет стал премьер-министром Финляндии.
    Видимо, уже и в 1939 году он был далеко не прост.)
    Однако с ним на равных беседуют первые руководители мощной державы. Не потому ли, что Паасикиви представлял на этих переговорах не только и даже не столько интересы Финляндии, сколько определенных шведских кругов?

(Продолжение)


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2005
Designed by Julia Skulskaya© 2000