Московско-петербургские архитектурные рифмы
"Московский" Петербург (Дмитрий Турусин)
(Начало)
Пётр Великий вовсе не начинал свои реформы на пустом месте.
Многое, очень многое сделал батюшка его, царь Алексей Михайлович, да и сестрица, царевна Софья, не чуралась нововведений и была особой весьма просвещённой.
Новые начинания проявлялись всюду, в том числе и в зодчестве.
Вот посмотрите, что строили в Москве, когда будущий реформатор был ещё мальчиком.
|
Москва. Трапезная Симонова монастыря. 1685 год
Фото из Истории русского искусства И.Грабаря
|
На фотографии изображена трапезная Симонова монастыря, сооружённая архитектором Осипом Старцевым в 1685 году.
Одного взгляда достаточно, чтобы увидеть в этом сооружении не только особенности московского барокко, но и характерные черты барокко западноевропейского.
Трудно сказать, есть ли прямые переклички этого фасада с конкретными зданиями, но общие стилистические черты налицо. Особенно замечателен разорванный трёхъярусный фронтон.
Специалисты говорят о польских, голландских и французских влияниях.
Спустя двадцать с лишним лет схожие элементы композиции мы будем наблюдать в оформлении ранних петербургских зданий.
Но и в Москве продолжалось строительство в западноевропейском духе.
Вот какие московские памятники, на наш взгляд, вполне могли появиться и в Петербурге.
В Замоскворечье на Берсеневской набережной, против храма Христа Спасителя, расположен интересный ансамбль - старинные палаты, а рядом, чуть в глубине, церковь.
Это палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке.
Москва. Палаты Аверкия Кириллова. Общий вид ансамбля
Возникновение усадьбы относится к очень давним временам.
Городские предания рассказывают, что в 15 веке владение принадлежало боярам Беклемишевым. Один из представителей этой известной в своё время боярской фамилии И.Н.Беклемишев по прозвищу Берсень был казнён, а земли его отданы другим владельцам.
Так Берсеневка оказалась в руках "государева садовника" Кириллова.
|
Палаты Аверкия Кириллова. Фасад, обращённый к реке. 1703-1711
|
Потомки садовника и перестроили палаты по новейшей архитектурной моде в начале 18 века.
Хотя в целом палаты по-московски живописны, но это во многом благодаря общим качествам ансамбля.
В фасаде, обращённом к реке, просматриваются и какие-то петербургские черты, звучат петербургские рифмы.
Многие исследователи связывают этот фасад с творчеством архитектора И.П.Зарудного.
Но это если смотреть с реки.
Если же на палаты посмотреть со двора, то они как бы перевернутся и будут вполне московским памятником - свободно поставленным, с характерными древнерусскими наличниками, колонками на углах и горизонтальным поясом кирпичей, поставленных на ребро, поребриком, разделяющим этажи.
Этакий дом-перевёртыш, очень характерная чёрточка старинных московских зданий.
|
Палаты Аверкия Кириллова. Дворовый фасад
|
Так всегда происходило, когда дом многократно видоизменялся - уличные фасады его перестраивались по последней архитектурной моде, а дворовые оставались в первоначальном виде.
Получается, что дом живёт во времени.
А ещё со стороны двора есть небольшой приямок, углубление у самого основания.
Это за века вокруг палат образовался культурный слой.
В правой нижней части палат выглядывает, спрятанный этим приямком наличник окна. Создаётся почти полная иллюзия, что палаты вросли в московскую землю.
|
Вот такие уголки ещё сохранились в центре Москвы
|
Из глубины же владения, если зайти за церковь, открывается и вовсе почти патриархальный вид: тишина, умиротворённость. Вдалеке возвышаются главы воссозданного храма Христа Спасителя.
Здесь забываешь, что находишься среди огромного современного города.
И вновь приходят на память строки П.А.Вяземского:
Город причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь…
…однако, мы, кажется, увлеклись. Речь ведь шла о "московском" Петербурге, то есть о петербургских уголках Москвы.
Не о прошлом, а, наоборот, о будущем архитектурном облике.
(Фотографии автора)
(Продолжение)
Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
Верея
Невский проспект
Конец начала
Московско-петербургские архитектурные рифмы
Башни и шпили
Меншикова башня
Рождение рифмы
О городах
Образы пространства: Петербург
Образы пространства: Москва
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|