По Каменноостровскому проспекту
(Кудашев Б.М.)
От дома Лидваля до площади Шауба (8)
(Начало)
Следующий дом N 14 (участок также принадлежал Александрову) был построен в 1934-1935 годах по проекту художника-архитектора Д.Г. Фомичева для работников искусств Рабочим жилищно-строительным кооперативным товариществом.
Над воротами дома и сейчас сохранилась надпись "РЖСКТ" (рис. 12).
Демьян Галактионович Фомичев (1876 - 1943 гг.) - один из активных строителей Петербурга.
В Петербурге он оказался с бригадой плотников, приехавших из деревни в город на заработки.
После окончания школы десятников, он в качестве техника - архитектора участвовал в проектировании многочисленных зданий так называемой рядовой застройки (деревянные и каменные особняки, доходные дома, рынки, бани).
Рис.12. Дом N 14. Архитектор Д.Г. Фомичев. 1934-1935 гг. Фотография 1960 г.
Огромная строительная практика позволила Фомичеву хорошо овладеть приемами петербургской архитектуры и приобрести настолько большой опыт, что в Академии художеств, куда он поступил в 1907 году, он сумел проявить себя вполне сложившемся мастером.
По окончании Академии художеств в 1915 году он получил амине художника-архитектора.
Время учебы в Академии художеств совпало с периодом значительной творческой активности (1907 - 1916 гг.).
В разных районах города появились его крупные постройки с характерным обликом.
На Петроградской стороне им были построены добротные с интересной декоративной обработкой здания: Большая Пушкарская ул., дом N 3 (1908 г.), ул.
Шамшева, дом N 156 (1908 г.), ул. Академика Павлова, дом N 12 (1909 г.), ул. Куйбышева, дом N 10 (1913 г.).
После революции Фомичев по-прежнему много работал.
Он проектировал типовые и индивидуальные жилые дома, лечебные учреждения, промышленные здания.
И опять немало зданий было построено на Петроградской стороне, в районе, где он жил и который особенно любил.
Дом N 14 и дом N 16
Дом N 14 принадлежит к числу лучших и наиболее известных зданий архитектора.
При проектировании этого дома Фомичеву пришлось столкнуться с непростой задачей.
Дом надо было поставить на небольшом участке, окруженном зданиями, построенными видными зодчими Петербурга (д. N 10-12, арх. Крыжановский, 1906 г.; д. N 16, арх. В.В. Шауб, 1906 г.).
Участок под строительство был важным в градостроительном отношении.
Проспект в этом квартале уже был полностью сформирован.
К 1932 году, имея опыт проектирования разнообразных по величине, месту и оформлению зданий, архитектор блестяще справился с этой задачей.
Спроектированное им здание внесло новый мотив в застройку проспекта.
Пятиэтажное здание простых, точно найденных пропорций выглядит строго и лаконично.
Этажи высокие, окна двух типов, рельефы наличников и балконов создают наибольшую целостность образа.
Особенно выделяется рельеф арки, ведущий в большой светлый двор.
В этом доме в разное время жили многие деятели культуры: композитор Д.Д Шостакович (1935 - 1937 гг.), кинорежиссер А.Г. Зархи, художник К.С. Петров-Водкин (1936 - 1939 гг.), оперный певец Н.Н. Середа, мастер музыкальной буффонады и комической импровизации М.А. Ростовцев, артист Александринки Я.О. Малютин, кинорежиссер А.В. Ивановский, художник А.Ф. Пахомов (1936 - 1961 гг.), художественный руководитель ТЮЗа Б.В. Зон.
(Продолжение)
Пешком по Петербургу
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|