Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Основан 4 марта 1999 года 04.06.2019         № 2248   

О Катьках
(об эстраде и кино)

    У моей сестры в детстве был очень приятный голосок.
    В десять лет она очень прилично (на мой, конечно, взгляд) пела даже тирольскую песню с ее сложными переливами.
   (После двенадцати лет все пропало.)

    А петь она начала года в три.

"Расцветали яблони игруши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходи-ила на берег Катюша..."
    "Игруши" она произносила вместе и очень долго называла груши именно так.
    Но зовут ее вовсе не Катя.
    В те годы это имя было очень немодным.

    Среди стопки пластинок с разной, в основном сразу послевоенной, музыкой у нас были три пластинки с записью речи.
    В детстве это меня очень удивляло, пластинки с устными рассказами казались чем-то неправильным и вызывающим.
    Но слушать их я очень любил.
    На одной из них были записаны два рассказа Чехова в исполнении, если мне не изменяет память, Грибова, на второй рассказ Зощенко "Монтер" в исполнении Хенкина, а на третьей тот же хрипловато-развеселый голос Хенкина радостно провозглашал: "Катюша! Музыкальный фельетон. Слова Червинского."

    Я слушал эти пластинки десятки раз и выучил их наизусть.
    И с "Монтером" (полностью повторяя хенкинские интонации) неоднократно выступал на вечерах самодеятельности в школе и даже в институте.
    Про Хенкина в то время не помнил никто, а кто помнил, тот не говорил (теперь я думаю, что не в последнюю очередь из-за недавней памятной всем борьбы с космополитами), и поэтому никто не мог уличить меня в нарушении авторского права.
    Впрочем в те далекие годы такого глупо-гипертрофированного пиетета перед сомнительной идеей владения правами на результаты собственного труда не было.
    Человечеству приходилось срочно решать задачи пострашнее.
   Например, как выжить во всемирной борьбе за мир или остаться человеком в борьбе против уже упомянутого космополитизма.

    С "Катюшей! (Музыкальным фельетоном)" я тоже разок попытался выступить, но от этого действа у меня осталось ощущение провала.
    Быть может, фельетон, посвященный борьбе с джазом и прочей легковесной музыкой, к тому времени устарел, или я плохо его читал, или по другим причинам, - в подробности я не буду сейчас вдаваться.

    Но текст был очень хорош.
    Сейчас я, конечно, не помню его полностью, но кое-что позволю себе процитировать.
    Например, начало.

    "Вы обратили внимание, граждане, до чего Катям не везет?
    Честное слово, если бы я был менее сознательным человеком, я бы бывшему богу каждый день слал бы телеграммы:
    Спасибо, голубчик, что я не Катя! Началось это с легкой руки наших классиков: стали они своих Кать топить.
    Да! Да! Топить!
    Лесков Катерину Измайлову утопил? Утопил!
    Островский Катерину из "Грозы" утопил!
    Лев Николаевич Толстой свою Катюшу Маслову (здесь Хенкин делал паузу, чтобы дать слушателям вспомнить, что Толстой сделал с Масловой, и удивиться) лучше бы утопил! чем заставил прогуляться на каторгу.
    А Модест Чайковский, который писал либретто на оперу "Пиковая дама"?
    Как они разделались со своей героиней?
    Вы мне скажете, что ее звали Лиза.
    Ну, Лиза, Лиза...
    А утопили где?
    В Екатериненском канале!"
    Тенденция, однако, замечу я от себя...
    "А возьмите, например, актрису Франческу Гааль (продолжал Хенкин).
    Пока играла "Петера", "Маленькую маму", - под конец замуж выходила.
    Как сыграла Катерину, свадьба поломалась!
    Правда, говорят, что раньше фильм всегда должен был кончаться свадьбой... Но когда наши киноруководители увидели его, они сказали:
    - Как!? Катя? Катерина? Свадьба?! Ничего подобного! Утопить!
    - Позвольте! Вам легко сказать - утопить... Воды нет поблизости!
    - Все равно - отрезать!
    И свадьбу отрезали..."
    Я потом специально выяснял, кто такая Франческа Гааль и что за история со свадьбой Катерины.
    Все точно!
    Франческа Гааль - очень популярная немецкая актриса.
    Ее фильмы "Петер" (там она переодевалась в молодого человека, я этот фильм даже частично смотрел) и "Маленькая мама" были, естественно, мелодрамами, и в свое время были очень популярны в Советском Союзе.
    Мелодрама, как вы понимаете, действительно должна и просто обязана оканчиваться свадьбой.
    Третий фильм, название которого я забыл, тоже существовал, и в нем героиню Франчески звали Катериной, и был он тоже мелодрамой со свадьбой в конце.
    Но в этот раз тогдашнее Министерство Культуры (или какие-то другие киночиновники) сочли неправдоподобным, что бедная замарашка Катерина-Франческа выходит замуж за прекрасного и богатого человека, притом исключительно по любви...
    (Впрочем, о чем это я вам рассказываю? Вы разве ни одной современной мылодрамы не видели?)
    И фильм с Франческой Гааль был выпущен в советский прокат без хеппи-енда.
    Все так и было, Червинскому даже не нужно было ничего выдумывать...
    "Одна Катя, - продолжал голос Хенкина, - живет и процветает!
    И каждый раз, когда расцветают яблони и груши, она выходит на берег..."
    И он пел:
             "Расцветали яблони игруши,
             Поплыли туманы над рекой.
             Выходила на берег Катюша,
             На высокий берег, на крутой..."

Черт побери! - наступал он на горло собственной песне, - Высокий берег, крутой, зовут Катя - сигай! Готово!
    А она - нет: "Выходила, песню заводила..."

            Бедная, наивная Катюша!

    Она пела:
             "Эх, ты, песня, песенка девичья,
             Ты лети за дальним солнцем вслед!"

    А песня-то полетела-полетела, да по дороге и завернула... Прежде всего в джаз..."

    Дальше следовали какие-то филлипики против джаза, из которых мне запомнился только один пародийный куплет.

Эх, ты песнь! Лети, лети, как пуля!
Ты лети за дальним солнцем вслед!
У Катюши новая кастрюля,
Сварит Катя вкусный нам обед.
    Заканчивался фельетон довольно пафосно.
"А я говорю - зачем? Зачем портить хорошую песню?
Ее надо петь так, как ее написали!"

(Написано в июле 2004 года.)      

    (Продолжение)



    А также другие Рассказы бывалого человека


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2024
Designed by Julia Skulskaya© 2000