Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Пятый год издания 15.12.2003         N 1085   

Декабристы

    История декабрьского восстания за последние восемьдесят лет переписывалась неоднократно.
    Как, впрочем, и остальная история России.
    Притом, чем ближе к текущему времени располагались исторические события, тем решительнее в них подчеркивались антиправительственные выступления и борьба самых различных групп и классов за счастье трудового народа.
    Как ни странно гласность и перестройка только усугубили ангажированность подхода к историческим событиям.
    Теперь, спустя всего 15-18 лет, читаешь эти "исторические" трактовки с чувством ужаса перед бестактностью авторов, выдававших свои спекулятивные домыслы за "истинную историческую науку".
    Поэтому я попытаюсь изложить (очень кратко) историю декабризма в России, основываясь главным образом на лекциях известного русского историка Василия Осиповича Ключевского, которых, по счастью, не коснулась теория классовой борьбы и перестроечной демократизации.
Александр I
Александр I
    27 ноября 1825 года курьер из Таганрога привез в Петербург известие о смерти царя Александра I.
    С этого дня принято отсчитывать начало "междуцарствия" - одного из самых драматических эпизодов российской истории, закончившегося известным со школьной скамьи восстанием на Сенатской площади 14 декабря.

    Александр умер бездетным. Согласно павловскому закону о престолонаследии от 5 апреля 1797 года, на трон должен был вступить его брат Константин.

Константин
Константин Павлович
    Но у Константина детей от первой жены тоже не было, кроме того, он развелся с ней и женился на польской графине Грудзинской.
    Дети от этого брака не могли претендовать на трон, поэтому Константин охладел к вопросам престолонаследия и под давлением матери и старшего брата еще в 1822 году отказался от претензий на царствование.

    По этому поводу Александр издал специальный манифест, в котором назначал наследником престола младшего брата Николая.
    Этот манифест по каким-то неизвестным нам причинам был засекречен и положен в трех экземплярах (в Успенском соборе Москвы, в Сенате и в Государственном Совете) с собственноручной надписью государя: "Вскрыть после моей смерти".
    Удивительно, но этот манифест даже не был доведен до сведения нового наследника.

    Таинственность, которой была окружена эта династическая интрига, сыграла злую шутку: после смерти Александра никто из пяти человек, знавших о манифесте, не смогли или не захотели сообщить о нем Николаю.
Николай I
Николай I
    И Николай, получив скорбное известие, не мешкая, присягнул Константину.
    Константин, наоборот, присягнул Николаю и послал ему частное письмо, которое пришло в Петербург только 3 декабря.
    Видимо, оно было недостаточно подробным потому, что Николай не затребовал таинственный манифест, а вступил в переписку, требуя от Константина официального отказа.
    Константин же, считая, что он сделал это два года назад, не желал повторяться.
    Ситуация прояснилась только к 12 декабря.

    В этом междуцарствии более или менее понятна молчаливость матери великих князей Марии Федоровны. (Впрочем, возможно, что и митрополит московский Филарет и князь А.Н. Голицын, посвященные в детали, вполне ей сочувствовали.)

    Вдовствующей императрице Марии Федоровне судьба давала второй шанс. Шанс весьма призрачный и более чем сомнительный, но упустить его она не хотела.

Мария Федоровна
Вдовствующая
императрица
    Дело в том, что будущая супруга Павла I родилась в семье мелкого немецкого князька, в городе Штеттине, где четырьмя десятилетиями ранее родилась девочка, ставшая вначале женой наследника российского престола, а затем всемогущей императрицей Екатериной Великой.
    И Мария Федоровна мечтала повторить путь своей предшественницы.
    Еще 11 марта 1801 года, узнав об убийстве мужа, она заявила: "Я хочу царствовать!" - но в ответ услышала издевательскую реплику Бенигсена: "Мадам, не ломайте комедию!"
    Спустя четверть века смерть сына Александра вновь возбудила в ней тщеславные мечты.
    Несмотря на то, что ее младшему сыну Николаю было уже 29 лет и никакого регентства при "малолетних детях" явно не просматривалось...

    Таким образом, в неторопливых переговорах между Петербургом и Варшавой было потеряно почти три недели, которые возбудили в романтически настроенных гвардейских офицерах мысли о слабости власти вообще и о возможности подтолкнуть ход истории в направлении, которое они считали единственно правильным.

    Но здесь необходимо сделать отступление о политической ситуации в Европе и в России.

    Как бы то ни было, но именно Россия и главным образом Россия остановила и фактически ликвидировала "устройство Европы по Наполеону".
    Россия и именно Россия не только остановила великого завоевателя, но во многом вернула Европе национально-политическое разнообразие донаполеоновских времен.
    На Венском конгрессе 1815 года благодарная Европа ликвидировала образованное Наполеоном герцогство Варшавское и, присоединив к нему Литву и назвав Царством Польским, передала его под управление России без всяких дополнительных условий.
    Но Александр сам настоял на том, чтобы в международный акт конгресса было внесено постановление о конституционном устройстве польских провинций.
    И в том же году Конституция Царства Польского была создана, а в 1818 году был открыт первый польский сейм.
    Таким образом, завоеванная страна получила политический строй более свободный, нежели страна-завоевательница.
    (Кстати, это был не единственный опыт России в деле демократизации своих окраин.)

    Одновременно с решением польского вопроса было проведено освобождение остзейских крестьян от крепостной зависимости. Соответствующие документы были утверждены Александром в 1817 и 1819 годах.

    А в России?
    И в России создавались проекты освобождения крестьян:
на основе самовыкупа по проекту генерала Мордвинова (по ценам, крестьянам явно недоступным),
на основе государственного выкупа с последующим освобождением (по проекту Аракчеева) - и прочие.
    Наиболее реальный проект принадлежал будущему министру финансов Канкрину: он тоже предусматривал государственный (но очень медленный) выкуп крестьян, в результате чего процесс освобождения растягивался на целых 60 лет.
    Так что никаких конкретных перспектив в этом направлении не было видно.
    Конституционные вопросы тоже широко обсуждались в обществе, в том числе и в печати, но никаких практических шагов в этом направлении правительство не предпринимало.

    С другой стороны, миропорядок, устанавливаемый Венским конгрессом, стал разваливаться практически сразу же после его установления.
    Уже в 1818 году германские студенты широко "отпраздновали" 300-летний юбилей Реформации. "Празднование" сопровождалось настолько крупными беспорядками, что в результате для всех германских университетов были выработаны новые правила, которые подчиняли строгому надзору не только студентов, но и преподавателей.
    В 1820 году в Испании "дурное управление короля Фердинанда VII" произвело волнение в войске, сторону которого принял народ, и король должен был согласиться на ограничение своей власти; то же самое произошло в Неаполе; Португалия и Северная Италия также волновались.
    Александр высказал готовность двинуть туда войска из России на "усмирение" восставших.
    Но обошлось - австрияки с французами восстановили легитимность пошатнувшихся тронов своими силами.
    Зато в 1821 году началось освободительное восстание греков против турецкого владычества...

    Волнения на Западе влияли на Россию с двух сторон.
    С одной стороны они будоражили общественное мнение в направлении революционных преобразований, с другой стороны российские власти старались эти поползновения превентивно преодолеть.
    Как следствие в эти годы в России резко ужесточается цензурная политика, вводится перлюстрирование международной почты (трудами министра связи Пестеля, по иронии судьбы - отца будущего декабриста), серьезно ограничивается свобода образования, во главу которого ставится консерватизм, благонамеренность и религиозность.

    Короче говоря, общественно-политическая ситуация в России была весьма запутана и противоречива. И нельзя сказать, что она была прогрессивна. Скорее, наоборот.

    Теперь давайте немного поговорим о тайных обществах...

(Продолжение)


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2003
Designed by Julia Skulskaya© 2000