Московско-петербургские архитектурные рифмы
Архитектурный миф и архитектурные рифмы (Дмитрий Турусин)
(Начало)
И такой мастер был безошибочно найден.
Выбор канцлера пал на Пьетро Антонио Трезини, архитектора, чьими услугами пользовалась Елизавета Петровна в бытность свою цесаревной.
Как и у многих мастеров его времени у П.Трезини была счастливая, но одновременно и драматическая творческая судьба.
Сын первого архитектора Петербурга Доменико Трезини, крестник самого Петра, он был отправлен на учёбу в Италию.
По возвращении в Россию Пьетро увлекается стилем рококо - изящной и прихотливой разновидностью барокко.
С воцарением Елизаветы для мастера, казалось бы, наступают золотые дни.
Именно Трезини новая императрица поручает достраивать Преображенский собор после смерти М.Земцова.
Именно П.Трезини по мысли Елизаветы Петровны вновь вводит в архитектурную практику традиционное русское пятиглавие.
Но она же постепенно отказывается от его услуг и все заказы отдаёт В.В.Растрелли.
Убедившись, что перспектив в Петербурге нет, П.Трезини уезжает в 1751 году в Италию и больше не возвращается.
О дальнейшей его судьбе ничего не известно.
Итак, московский Климент имеет выраженные петербургские черты.
Но есть ли у него конкретный прообраз в Петербурге, можно ли подобрать к нему петербургскую рифму? Явного прототипа нет, это ещё Грабарь отмечал, а рифма...
Посмотрите на эти два памятника.
|
|
|
Петербург. Владимирская церковь. 1761-1769 гг.
Предположительно П.Трезини
|
Москва. Церковь Климента папы Римского. 1762-1769 гг. Предположительно П.Трезини
|
|
Нет, конечно речь не идёт о повторении проектов или прямых перекличках.
Но в то же время нельзя не заметить и некоторого подобия храмов: характер пятиглавия, организация архитектурных масс, форма глав, масштабы.
Тот и другой имеют нижнюю и верхнюю церкви, тот и другой больше похожи на соборы, хотя официально так не называются.
Чем петербуржец Владимир не рифма москвичу Клименту?
И когда стоишь перед этими памятниками забываешь обо всём и просто любуешься стройностью их форм, причудливым орнаментом, мощью, смелостью архитектурной мысли.
И вспоминаются строки:
|
Без слов замедли шаг,
Без слов остановись -
Прислушайся к дыханию декора:
Причудливо запечатлела жизнь
Свой вечный замысел в безмолвном разговоре…
Изысканных пропорций волшебство
Берёт в полон переплетеньем линий,
Таинственно венчая на родство
С окаменевшей музыки стихией.
(В.Учёнова)1
|
|
Предположение о А.П.Бестужеве-Рюмине как заказчике Климентовской церкви впервые было изложено газетой "Московские ведомости" в 1862 г.
Но сегодня оно находит мало сторонников среди исследователей.
В частности потому, что нет неопровержимых доказательств существования в этом приходе палат канцлера.
Да и дворянское владение в Замоскворечье?
Сомнительно. Это всё равно, что дворец какого-нибудь вельможи на Петербургской стороне.
Маловероятно, в силу особенностей местности.
Версия имеет множество слабых сторон и, прежде всего, хронологические несоответствия.
Дворцовый переворот произошёл в 1741 году и вскоре заложена была московская церковь.
Но почему тогда так несомасштабна храму выстроенная позже колокольня?
Пускай основной храм строился долго, но проект ведь уже был известен и вряд ли маститый архитектор сделал бы такую ошибку.
В 1756-1758 годах была выстроена трапезная, а Климентовский предел находился именно в ней. Трапезная и колокольня были пристроены к старой церкви.
Новый же храм завершён был значительно позже в 1762-1769 годах. Уже после смерти и Елизаветы Петровны и А.П.Бестужева-Рюмина.
Всё это вызывает справедливые сомнения в версии о великом канцлере и позволяет говорить о легенде, архитектурном мифе.
|
Устремленный ввысь |
Единственное, что допускают современные исследователи, так это авторство П.Трезини.
Естественно, он не мог наблюдать за постройкой и, скорее всего, просто использовался какой-то из его прежних проектов.
Саму же постройку осуществлял московский архитектор И.Я.Яковлев.
Вот так всегда, только поверишь в красивую легенду, тут же её развенчают.
Так что же, не было никакого канцлера, а только замоскворецкий купец К.Матвеев?
Может быть.
И всё же...
Если А.П.Бестужев-Рюмин не был заказчиком, то кому ещё могла быть нужна в Замоскворечье такая церковь?
Кому нужно было обычный приходской храм превращать в собор?
И если этот храм не мог строить московский архитектор, то кто в таком случае мог разместить заказ у архитектора петербургского?
И как быть с перекличкой (рифмой!) икон и освящений приделов в московском храме Климента и петербургском Преображенском соборе?"
Разве всё это может быть простым совпадением?
Кто знает...
Тайна самого петербургского храма Москвы остаётся неразгаданной.
(Фотографии автора)
1. Цит. по: Александров Ю. Музыка в камне. Архитектурные сокровища Москвы, М., 1981, с.12. (назад)
Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
Верея
Невский проспект
Конец начала
Московско-петербургские архитектурные рифмы
Башни и шпили
Меншикова башня
Рождение рифмы
О городах
Образы пространства: Петербург
Образы пространства: Москва
"Московский" Петербург
Начертанные царскою рукою
Комод на Покровке
Нераскрытая тайна Замоскворечья Легенда о великом канцлере
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|
|